Звукоизоляция домашнего кинотеатра: зачем, почему и как

На экране самый разгар сюжета, и герой кинофильма вступил в неравную схватку с коварным противником. Или же в мире ленты воцарилась напряженная красноречивая тишина… И тут из соседней комнаты доносятся отзвуки чужого разговора, по улице проезжает машина или начинает нудно лаять собака. И очарование фильма разрушается, возвращая зрителя в обыденность.

Не очень приятное ощущение. Теперь потребуется некоторое время, чтобы вернуться в происходящее на экране. Или вовсе не удастся погрузиться обратно в магию киноленты. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо хорошо продумать изоляцию помещения от внешних звуков – нет скучной реальности хотя бы на пару часов! Да и окружающим не помешает защита от вашего фильма – в смысле звуков, конечно, чтобы не ворочаться без сна с боку на бок, пока где-то рядом идет веселая музыкальная комедия.

Звукоизоляция и звукоподавление

Прежде чем приступать к разговору о звукоизоляции домашнего кинозала нужно уточнить терминологию. Разберемся чем звукоизоляция отличается от звукопоглощения.

  • Звукоизоляция – это полное устранение или понижение до незначительных показателей шума, проникающего в комнату извне.
  • Звукопоглощение позволяет оставить саундтрек происходящего в комнате в ее пределах.

Для решения обоих вопросов используются специальные материалы и разрабатывается особая геометрия помещения. Правильное сочетание этих двух факторов позволяет бороться с несколькими видами шумов, которые могут проникнуть в помещение снаружи или нечаянно вырваться из него через незащищенные стены:

  • Воздушный – все звуки, которые передаются по воздуху – разговоры, шум работающей техники, лай собаки и даже нападение боевых треножников с Марса.
  • Ударный – стуки, которые возникают при падении предметов на пол, являющийся потолком кинозала, или при ударе в стены: стук топора (хотя бы на экране в это время и разыгрывалась знаменитая сцена из «Сияния» Кубрика), прыжки детей и пресловутый топот котов. В самом кинозале ударные звуки могут производить сабвуферы, и такие шумы хорошо различимы снаружи даже если не прорываются диалоги персонажей и музыка.
  • Структурный – это шумы, которые возникают при работе инженерных систем дома: гул вентиляции, движение лифта по шахте.
  • Акустический – чаще всего это эхо, которое затрудняет понимание происходящего на экране.

Самые насущные шумные проблемы для зрителей кинозала – первые две, поскольку они относятся в равной степени могут иметь наружное и внутреннее происхождение.

Конечно, в любом кинозале используются специальные акустические панели, закрепляемые на стенах и способные поглощать нежелательные звуки, но не стоит делать ставку только на них. Площади и конструкции даже самых дорогих и качественных моделей не хватит, чтобы эффективно решить проблему с лишним шумом.

Забота о звукоизоляции и звукопоглощении

При строительстве домашнего кинозала важно правильно оборудовать входы и окна. Вопрос со звукоизоляцией на этих фронтах решается установкой многослойных дверей, дверей тамбурного типа или использование монолитного полотна.

В окнах устанавливаются качественные стеклопакеты, а на время сеанса они закрываются тяжелой плотной тканью, которая будет отражать и ослаблять звук. Такую же штору можно предусмотреть и для дверного проема – лишним это точно не будет.

Все детали интерьера, которые могут вибрировать, создавая дребезжание, нужно хорошо закрепить. Трубы вентиляции и отопления следует обернуть акустическими материалами – игра на флейте водосточных труб не всегда гармонирует с режиссерским замыслом.

Лучше сразу предусмотреть, чтобы потолок и стены не скреплялись между собой в жесткую единую конструкцию. Если они будут изолированы друг от друга, гораздо проще будет управлять звуковой проницаемостью помещения – не будет слабых мест вроде стыков поверхностей.

Основные виды звукоизоляции в домашнем кинотеатре

Легче всего скорректировать звукоизоляцию в момент возведения здания – то есть, если речь идет о совсем новой квартире без отделки или же о строительстве загородного дома. В этом случае достаточно спроектировать нужную конструкцию и воплотить ее в жизнь.

Звукоизоляция стен может выполняться двумя способами

  • Каркасный – перед установкой звукопоглощающего материала необходимо смонтировать специальную обрешетку из алюминия, которая заполняется минеральной ватой или другими волокнистыми материалами. Сверху такая конструкция обычно закрывается гипсокартоном. Если есть риск вибрации деталей при воспроизведении фильма или музыки – это характерно для больших помещений – то металлический каркас можно заменить на деревянный.

У такого способа есть один большой недостаток – конструкция очень массивна. Она отбирает ощутимую часть пространства у комнаты, что может быть критично для небольших помещений

  • Бескаркасный – на стену крепятся многослойные панели, склеенные из гипсокартона и шумопоглощающих материалов. Они скрепляются между собой как элементы паззла, что препятствует образованию щелей, куда может просочиться звук. Конструкция закрепляется через специальные виброизолирующие узлы.

Звукоизоляция потолка обычно решается с монтажом подвесного потолка. Но необходимо учитывать, что обычного наполнителя вроде минеральной ваты может не хватить для качественного звукопоглощения. Ее лучше заменить на специальные акустические или шумоподавляющие панели. В местах стыков конструкции со стенами желательно поставить вибропрокладки.

Пол можно сделать плавающим – разместить на специальной подложке и «отвязать» от стен. Меньше стыков – меньше утечки звуков.

Подвал – идеальное место?

Лучшей точкой для устройства домашнего кинозала на карте дома обычно считается подвал. Это помещение естественным образом изолировано от всех прочих в доме, так что кажется, что остается только доработать детали и наслаждаться хорошим звуком, не мешая другим обитателям дома.

Однако все не так просто. Бетонные стены становятся отличным резонатором для низких частот – они почти не поглощаются таким материалом, а отражаются обратно в помещение. И это неприятное свойство может дополнится еще одним эффектом – низкие частоты не только возвращаются, но и продолжают некоторое время звучать, понемногу затихая.

Материалов, которые способны эффективно убирать резонансные низкие частоты не очень много, и они отличаются высокой ценой.Но если есть желание оборудовать домашний кинотеатр именно в подвале дома, можно подобрать звукоизоляцию, вполне успешно убирающую этот недостаток.

Для устранения неполадок можно использовать сложные звукопоглощающие конструкции, напоминающие слоеный пирог, в котором чередуются отражающие и поглощающие материалы. Вязкие вибрируют, превращая звуковую волну в тепло, а пористые – поглощают и заглушают ее.

Еще один способ избавления от низких частот – облицовка стен двойными листами ГВЛ. Пространство между ними заполняется минеральной ватой или любым другим волокнистым поглощающим материалом.

Бетонные стены могут преподнести еще один сюрприз –SBIR-эффект (SpeakerBoundaryInterferenceResponse), когда акустические отражения от ближайшей стены конфликтуют с прямым звуком, создавая какофонию в ушах зрителей. Убрать этот эффект можно, если вмонтировать диффузоры динамиков в плоскость стены. Так поступают в лучших кинотеатрах, и ничто не мешает воспользоваться их опытом при устройстве домашнего кинозала.

Добавим, что разработкой специального декоративно-функционального оформления кинозала должен заниматься специалист, Его необходимо привлекать еще на стадии разработки проекта. Мастеру достаточно предоставить схему будущего зала и список техники, которая будет в нем установлена. Исходя из этих данных он сможет подобрать правильные материалы.